Китайская еда, Корейская еда, Японская еда

Корейские карты хватху (Хато) (Код: )

Рейтинг:
Корейские карты хватху (Хато)
zoom Увеличить изображение
Цена: 650.00 руб.
Вес: 0.3 Kg
Количество: 

Культурное своеобразие корейских игральных карт хватху (хато)

Автор Д. А. Самсонов, аспирант Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН (Кунсткамера)

Я уверен, что тот, кто гулял по извилистым улочкам корейских провинциальных городков, мог видеть, как корейские мужчины, усевшись вокруг зеленого одеяла азартно раскладывают небольшие, размером со спичечный коробок, картинки, очень похожие на наши карты, но только с яркими изображениями цветов и животных. Кроме того, достаточно заглянуть в один из небольших круглосуточных магазинов, которых достаточно много расположено в любом районе любого города, чтобы увидеть в продаже эти самые яркие картинки и узнать, что называются они хватху (в среде русских корейцев эти карты называют "хато") и представляют собой ни что иное, как настоящие игральные карты.

Хватху очень популярны в Корее. Как показывают данные социологических исследований, более 90% взрослого населения страны знакомы с правилами игры. Кроме того, в последние годы с развитием электронных технологий, эта игра перешла на очередной этап разви-тия, перекинувшись в пространство Интернета, где существуют тысячи сайтов, предлагающих on-line игру, и на дисплеи мобильных телефонов.
Карты хватху - благодатная почва для фантазии дизайнеров. Изображенные на картах персонажи часто используются на рекламных плакатах, которые можно увидеть чуть ли не в каждом вагоне сеульского метро. На сегодняшний день многие молодежные интернет-сайты так или иначе используют в своём оформлении композиции из этих карт.
Основная цель данной статьи - рас-сказать о культурном своеобразии карт хватху и попытаться показать, что карты они представляют собой гармоническую часть современной культуры в Корее, корни которой уходят в традиционную специфику восприятия мира, окружающей действительности.

Несколько слов об истории

Слово хватху пишется в два иероглифа, означающих соответственно "цветы" и "бой". Таким образом, само название этих карт можно перевести, как "бои цветов".
Единого мнения о происхождении карт нет, хотя большинство исследователей указывает на то, что в Корее карты хватху получили активное распространение в начале ХХ века. Как известно, тогда Корея была колонией Японии. Следовательно, принято считать, что игра в карты пришла в Корею из Японии. Дело в том, что и в Японии есть абсолютно похожая игра с такими же картинками и правилами.
В связи с этим мне кажется правиль-ным сказать несколько слов о карточной традиции в самой Японии.
В Японии были развиты две традиции игры в карты. Наиболее древняя и собственно японская традиция - игра в составление - возвращает нас в эпоху Хэйан (794-858 гг), другая появилась в середине XVI века и сейчас называются "карута".
В средневековой Японии в карты играли только образованные люди. Именно поэтому основной принцип игры в традиционные "составные карты" тесно связан со знанием классической литературы, в особенности поэзии. Играющие выкладывали карточки со стихотворными фразами. Цель игры - составить стихотворение с наиболее гармоничным сочетанием фраз. Подобный принцип составления используется в большинст-ве игр в так называемые "литературные карты" в современной Японии и по сей день.
Считается, что другой вариант японских карт "карута", который смело мож-но назвать одним из непосредственных прототипов карт хватху, возник под влиянием европейских карт, которые помогали коротать время португальским мореплавателям, весьма активно торговавшим в то время с Японией. Однако говорить о каком-либо португальском влиянии можно лишь с известной долей условности. Дело в том, что в тематике португальских карт присутствовал "военный" элемент, что было традиционно для западной Европы того периода. Масти на португальских картах того времени обозначалась чашами, динариями, палками и мечами. На португальских картах были изображены короли, дамы, рыцари, масть на тузах поддерживалась крылатыми змеями. Тематика же японских карт иная - она связана с природой. Поэтому справедливо говорить о своеобразном синтезе местных элементов с элементами, пришедшими со стороны, что и привело к появлению нового вида игры.
Как упоминалось выше, принято считать, что в Корею карты хватху пришли из Японии. Однако в Корее существовала и своя собственная карточная традиция.
В своеобразном корейском энциклопедическом словаре о нравах, обычаях, культурных особенностях Китая, Кореи и некоторых других близлежащих стран, составленном конфуцианским учёным Ли Гю Гёном (1788-?), говорится, что один из видных ученых и политических деятелей своей эпохи Чан Хён Гван (1554-1637), попав в опалу в период жестокой борьбы между группировками при дворе, был заточен в тюрьму, где и придумал игру в карты, названную "сутху" (битва чисел). (Есть версия, что он незадолго до этого вернулся из Китая, где мог видеть похожие игры). Эти карты представляли собой прямоугольные карточки из плотной бумаги, которую для прочности после нанесения изображения, покрывали лаком. Длина карточек составляла 15 см, а ширина - 1,3 см. На карточках писался иероглиф (человек, рыба, птица, фазан, звезда, лошадь, кролик, косуля) и цифра (от 1 до 10), указывающая на достоинство карты. На каждый иероглиф приходилось по 10 карточек, так что всего их получалось 80. Причем, на карточках с изображением иероглифов "звезда", "лошадь", "кролик" и "косуля" достоинство карты определялось прямым порядком чисел (т. е. у цифры 1 наименьшее достоинство, а у цифры 10 наибольшее достоинство), а на карточках с изображением иероглифов "человек", "рыба", "птица", "фазан" достоинство карты определялось обратным порядком чисел (т. е. у цифры 10 наименьшее достоинство, а у цифры 1 наибольшее). В неё играли обычно вчетвером. Причем карты раздавались все сразу, поэтому у каждого игрока было по 20 карт. В ходе игры образовывались так называемые "генералы", т. е. козыри. Задача игры заключалась собрать у себя как можно больше карт. Эта игра распространилась среди янбанов (привилегированного дворянского сословия в традиционной Корее, состоявшее первоначально из гражданских и военных чинов) и к середине 17 века стала очень популярной.
Кроме того, известно, что с течением времени появилось множество вариантов этой игры под названием тхучжон, сутхучжон, туда, пхальдэга, правила игры которых порой значительно отличались от сутху, несмотря на то, что внешний облик карт был весьма схожий. Существовали разные варианты игры: в 40 карт, в 60 карт, в 80 карт. На картах также изображались иероглифы, обозначающие названия птиц, зверей, насекомых, рыб, а также количество очков, которые даются за тот или иной иероглиф.

* * *

Имеется много разновидностей игр, в которые играют с помощью карт хватху. Наиболее популярная игра, в которую играют большинство корейцев, называется, тем не менее, совсем не по-корейски - косытхоп (от английского go-stop, идти-останавливаться). Несмотря на то, что существует обилие региональных разновидностей игры, в целом базовый принцип везде одинаков. Как правило, игра ведется на деньги. Размеры ставок определяются состоятельностью играющих. В самих правилах заложен элемент импровизации, и поэтому игроки до начала игры должны четко определить все правила.
Игра обычно ведется на широком зеленом одеяле. Основная цель почти всех вариантов игры в хватху заключается в том, чтобы набирать очки. Набравший большее число очков считается выигравшим.
Среди любителей хватху бытуют разные мнения. Одни убеждены, что в этой игре важна техника. Главное - уметь просчитать комбинацию и разгадать замысел соперника. Другие же говорят, что для победы необходима только удача, и без неё выиграть никак нельзя. По-этому существуют разные приметы и суеверия о том, как призвать удачу в процессе игры: "Когда сорвешь банк в первый раз необходимо трижды сплюнуть на землю", "Если сядешь по направлению к кухне, то сорвешь большой куш", "Если сидеть спиной к трубе, то поймаешь удачу", "Если с игрального поля свалится обувь, то сегодня её хозяин проиграет все" и др.
Жизнь в хаотично развивающемся обществе требует веры в удачу. И именно в таком ключе можно рассматривать тягу людей к этой игре. Т. е. люди желают удачи.
С течением времени правила игры претерпевали изменения. Появлялись новые варианты игры, отражавшие реалии современности. Например, в эпоху правления генералов (1960-е - 1980-е гг), хватху иногда использовались как площадка для сатирических выпадов в сторону существующего социального строя. Игроками придумывались особые случаи в правилах и назывались соответственно событиям современности на злобу дня: правило Ким Чжэ Гю "Умный дурак трёх дураков послал" (эти слова приписываются главе Корейского ЦРУ Ким Чжэ Гю, который за ужином, сидя напротив, 26 октября 1979 года убил президента Пак Чон Хи и его охранников), правило проверки от Чон Ду Хвана (на определенном этапе развития режим Чон Духвана относился с особой пристрастностью к внешнему виду граждан и в связи с этим проводились специальные проверки и задержания), правило о третьем выборе (имеется в виду ситуация, сложившаяся при попытке президента Пак Чон Хи внести в конституцию поправку, позволяющую ему баллотироваться в президенты на третий срок) и др.

* * *

Корейская песенка про карты хватху (пер. Д. А. Самсонова)

На сосне журавль плачет
Иволга поет на сливе,
А под крышей у дерева вишни
Смеется вовсю барабан.
В апреле плакучая ива
С сомнением ветви склонила,
А в солнечном мае на поле
Обилие ирисов.
В июне пион душистый
Бабочек привлекает
В аромате июльского клевера
Кабан молодой играет.
Одиноко над высокой горой
Застыла большая луна
Сентябрь - пора хризантемы,
Главенствует она.
Пятнистый олень в октябре
Веселится под кленом
А следом за ним
Притаился сказочный феникс
Дождь в декабре.
Господин солнце укрылся под зонтик
И думает не пойти ли в деревню.
И всё меняется и крутится и 240 раз...
И крутится, и крутится, и...

Внешний вид

Как говорилось выше, название карт означает "бои цветов", и достаточно даже самого беглого взгляда на внешний вид этих карты, дабы понять насколько гармонично подходит это название. Колода состоит из 48 карт с очень яркими и привлекательными картинками, на которых главным образом изображены разные цветы. Картинки не повторяются, и это доказывает, что создатели карт подходили весьма творчески к их составлению. Надо сказать, что они обладали чрезвычайно изысканным вкусом и воображением. Действительно, с определенными оговорками эти карты можно назвать своеобразными выразителями традиционной дальневосточной эстетики. Дело в том, что все 48 карт символизируют 12 месяцев года. На каждый месяц приходится по 4 карты разного достоинства. Из 4-х карт на 2-х изображен только цветок или растение, символизирующие тот или иной месяц, а на других 2-х картах тот же самый цветок или растение в сочетании с животным, луной, человеком, цветной полоской или иероглифом кван (свет, луч), которые и определяют достоинство карты. Появление природной тематики в отдельных элементах карт вряд ли можно назвать случайностью. Широко известно, что тема природы, гармонии с природой и окружающим миром всегда занимала особое место в традиционном дальневосточном искусстве. Присутствие того или иного животного на карте с тем или иным растением также имеет свое объяснение.

Январь (сосна)

На картах изображена сосна, на которой сидит журавль. Именно в январе журавль обычно предпочитает другим деревьям сосну, в хвое которой он может укрыться от зимних ветров.
С сосной связан комплекс представлений о вечном, неизменном как свойстве мира, так свойстве человека. Сосне обычно противопоставляются цветы и лиственные деревья, которые не выдерживают испытания холодом. Сосна стареет, но не погибает.
Журавль - друг отшельника, живущего в уединении. Журавль - одинокая, но общительная птица. Он также как и сосна связан с представлением о бессмертном бытии и воплощает идею вечности.

Февраль (слива)

На картах изображено дерево сливы, в ветвях которого притаилась иволга. Дело в том, что несмотря на снегопады дерево сливы цветёт в феврале. Именно поэтому слива, цветущая зимой и очень ранней весной, когда кругом снег, является символом стойкости, способности сопротивляться невзгодам. В феврале на сливе можно увидеть иволгу, перескакивающую с ветки на ветку в поисках съестного. Иволга в дальневосточной поэзии связана со временем цветения природы, с ранней весной. Пение иволги и цветение сливы - основные образы, лежащие в основе идеальной картины весны.

Март (вишня)

В конце марта начинает цвести сакура - дерево вишни. Это действительно очень красиво: изящно изогнутая ветка вишни над черепичной крышей дома. Вишня - признак весны. Она образует картину идеального состояния природы в пору её цветения.

Апрель (плакучая ива)

Жаворонок пролетает над плакучей ивой. В апреле жаворонки очень часто прилетают именно к плакучей иве. Многие ошибочно полагают, что как и на всех остальных картинках на апрельской карте рисунок идет вверх, хотя на самом деле он идет вниз, потому что, как известно, ветви ивы, в отличие от ветвей других деревьев, сами по себе клонятся к земле. Как и вишня, ива - символ цветения природы. Ива, вишня и слива образуют картину весны "вообще", идеальное состояние природы в пору её цветения. Жаворонок связан с темой начала полевых работ. Жаворонок всегда соотнесен с весной уже заявившей о себе, с ранним утром.

Май (ирис)

В мае наступает пора цветения ирисов. Именно поэтому корзина, полная цветов ириса располагается на картах, символизирующих этот месяц.

Июнь (пион)

Бабочка летит к цветущему пиону. И действительно, аромат пионов пропитывает июньский воздух.

Июль (клевер)

В июле обычно наступает пора цветения клевера, и дикие горные кабаны любят кувыркаться на поле красного клевера.

Август (луна над горой)

Над безлюдной горой пролетает стая гусей. Давно было замечено, что летом перед заходом солнца гуси всегда перелетают с места на место. Гусь - ночная птица. Поэтому образ гуся связан с представлениями о ночном одиночестве человека, разлуки с родными местами, любимым человеком. И поэтому на вершине горы никого нет. Над ней луна, занимающая особенное место в дальневосточной культуре. Луна светит ночью, в то время суток, когда человек удаляется от суеты дня и остаётся наедине с самим собой. Ночь позволяет ему ощутить себя причастным к вечному мирозданию.

Сентябрь (хризантема)

Прозрачная вода, над которой раскинуло ветви дерево гинкго и зацвела хризантема.
Говорят, что для здоровья очень полезно, если в сентябре, в период цветения хризантемы, выпить водки, настоянной на плодах дерева гинкго и цветах хризантемы, потому что, согласно народному поверью, в плодах дерева гинкго таится секрет долголетия. Кроме того, хризантема - символ стойкости, неподвластности обстоятельствам. Она - цветок, причастный к вечному, несущий идею "вневременного".

Октябрь (клен)

Под кленом изображен рогатый олень. Клен всегда выступает главным элементом осеннего пейзажа. Говорят, что именно в октябре панты (оленьи рога, используемые как лекарство) обладают наиболее питательными качествами.

Ноябрь (павлония или утун)

Павлония или утун - образ поздней осени, глубокой ночи. В кустах павлонии притаилась мифическая птица феникс. В одной корейской народной песне есть такие слова "посажу я павлонию и феникса своего дождусь. Прилетит ли он ко мне?" Феникс - благородная птица, приносящая счастье и удачу.

Декабрь (дождь)

Дождь льёт как из ведра. Человек идет под зонтом, у его ног протекает река, а в левом нижнем углу лежит лягушка. В корейских сказках лягушка фигурирует в качестве героя, который все меняет, все интерпретирует по своему. Именно поэтому человека, который не слушается родителей обычно сравнивают с лягушкой.

Карты с иероглифом "кван"

На 5 картах помещен иероглиф кван, указывающий на особый козырной статус этих карт. Значение иероглифа кван - свет, луч света. Символическое значение этого иероглифа заключается в обозначении вдохновения. Этим иероглифом как бы маркируются наиболее выразительные элементы дальневосточной образности. То, что является самым энергичным источником вдохновения. Если обратиться к творчеству поэтов Дальнего Востока, то и в китайской, и в корейской, и в японской традициях мы найдём упоминание о журавле и о цветении вишни, о луне и о мифической птице феникс, и конечно же, о сезоне дождей.Корейские карты хватху (Хато)

Цена: 650.00 руб.
Вес: 0.3 Kg
Количество: 
Отзыв
Copyright MAXXmarketing Webdesigner GmbH

rasprodazha

+7 (499) 391-46-89

info@kimchishop.ru

Бесплатная доставка

Бесплатная доставка

на заказ от 2500 руб.

Выгодные скидки

2% - от 4000 руб

3% - от 6000 руб

5% - от 10000 руб

6% - от 12000 руб

7% - от 15000 руб

8% - от 20000 руб

детали акции уточняйте у менеджера

Регистрируйся и получай щедрые бонусы - 1вин вход
Яндекс.Метрика

 

Наш адрес: 119049, Россия, Москва, Донская улица, 8

Мы работает с Пн.-Сб.: 9.00-18.00 ч. заказы в интернет-магазине принимаются круглосуточно

+7 (499) 391-46-89 / +7 (925) 151-17-18 

info@kimchishop.ru

© Kimchishop.ru 2018 - продукты для корейской кухни. Продукты для китайской, тайской, вьетнамской и японской кухни в Москве

 

Наверх